ОПИСАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МБУДО «НАЗИЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря сложившейся в XX веке уникальной системе непрерывного художественного образования «школа — училище — ВУЗ», начальным звеном которой являются детские школы искусств. На протяжении XX века детские школы искусств выполняли важную социальнокультурную и социально-экономическую миссию: в первую очередь — это допрофессиональная подготовка детей, выявление наиболее одаренных, способных в дальнейшем освоить профессиональные программы в области искусств в средних профессиональных и высших учебных заведениях, а во вторую — общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, обеспечивающее формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. Эта трёхуровневая образовательная система весьма актуальна и в настоящее время.

Важнейшим условием функционирования детских школ искусств является общедоступность и массовый характер образования детей. Задача детской школы искусств — не только традиционно выполнять функции широкого художественно-эстетического просвещения и воспитания, но и обеспечивать возможность раннего выявления таланта и создавать условия для его органичного профессионального становления. Именно детская школа искусств предоставляет благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую и познавательную активность.

Исходя из этого организация и основное содержание образовательного процесса в МБУДО «Назиевская ДШИ» (далее – ДШИ) определяется с учетом:

  • обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств); 
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», лицензией и Уставом в ДШИ реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие общеобразовательные программы в области искусств. 

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств (далее — предпрофессиональные программы) разрабатываются на основании федеральных государственных требований (далее — ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации. Основная цель данных программ — приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами предпрофессиональных программ являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей, подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля. При приеме на предпрофессиональные программы в области искусств ДШИ проводит индивидуальный отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие у детей способностей в области определенного вида искусств. Зачисление детей в ДШИ осуществляется по результатам конкурсного отбора. 

Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы художественной направленности (далее — общеразвивающие программы) реализуются в ДШИ с целью привлечения к различным видам искусств наибольшего количества детей, в том числе не имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных программ. 

В соответствии с Уставом ДШИ осуществляет платную образовательную деятельность, не предусмотренную муниципальным заданием, за счет средств физических и (или) юридических лиц: 

  • обучение взрослых, принятых в ДШИ  на платной основе по заявлению физического лица, для обучения по отдельным учебным предметам без права получения документа (свидетельства) о соответствующем образовании установленного образца.

В ДШИ реализуются следующие дополнительные общеобразовательные программы в области искусств:

Предпрофессиональные программы:

  • «Фортепиано» (нормативный срок освоения – до 9 лет); 
  • «Народные инструменты» (нормативный срок освоения – до 6 лет, до 9 лет); 
  • «Живопись» (нормативный срок освоения – до 6 лет, до 9 лет).  

Общеразвивающие программы:  

  • «Эстрадный вокал» (нормативный срок обучения – до 5 лет);
  • «Академический вокал (нормативный срок обучения – до 5 лет)
  • «Основы игры на музыкальном инструменте» (нормативный срок освоения –  до 4 лет);
  • «Раннее эстетическое развитие» (нормативный срок освоения – до 2 лет).
  •  «Музыкальная гостиная» (нормативный срок обучения – до 1 года)

 Платная образовательная деятельность:

  • Обучение детей по отдельным учебным программам (без права получения свидетельства об окончании школы) на музыкальном отделении, (индивидуальные занятия);
  • Обучение детей по отдельным учебным программам (без права получения свидетельства об окончании школы) на музыкальном (художественном) отделении, (групповые занятия для детей от 7 до 17 лет, группа до 10 человек);
  •  
  • Обучение взрослых (граждан старше 17 лет), по отдельным учебным программам (без права получения свидетельства об окончании школы) на музыкальном отделении (индивидуальные занятия)

        —  Обучение взрослых (граждан старше 17 лет) по отдельным учебным   программам (без права получения свидетельства об окончании школы) на   музыкальном отделении (групповые занятия до 10 человек).

Продолжительность обучения по предпрофессиональным программам определяется, исходя из возраста ребенка, поступающего в ДШИ. Срок освоения Программы для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с 6,5 до 9 лет, составляет 8 лет. Срок освоения Программы для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с 10 до 12 лет, составляет 5 лет. Срок освоения программы для детей, не окончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. 

Предпрофессиональные программы, реализуемые в ДШИ, содержат следующие разделы: 

  • пояснительная записка; 
  • планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы в области искусств; 
  • учебный план; 
  • график образовательного процесса; 
  • программы учебных предметов; 
  • система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися образовательной программы в области искусств; 
  • программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности ДШИ.  

Продолжительность обучения по общеразвивающим программам составляет от 1 года до 4 лет. На обучение по общеразвивающим программам принимаются дети в возрасте от 6,5 до 13 лет. Общеразвивающие программы, реализуемые в ДШИ, содержат следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • учебный план или учебно-тематическое планирование;
  • организационно-педагогические условия реализации образовательной программы;
  • планируемые результаты освоения программы;
  • система и критерии оценки результатов освоения программы обучающимися; — годовой учебный график;
  • методическое обеспечение учебного процесса (для одногодичных программ); — список рекомендуемой нотной и методической литературы.

Предпрофессиональные и общеразвивающие программы, реализуемые в ДШИ, учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: 

  • выявление одаренных детей в области искусства в раннем детском возрасте; 
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; 
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями выбранной образовательной программы;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности; 
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; 
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусства. 

Предпрофессиональные и общеразвивающие программы, реализуемые в ДШИ, ориентированы на: 

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; 
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; 
  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; 
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; 
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области искусства; 
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. 

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в ДШИ, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку, наиболее точно определять перспективы развития учащегося и организовывать учебный процесс с учетом творческих способностей, индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей каждого учащегося.